Пояснительная записка по вопросу переселения из жилых помещений

Главная » МОИ СТАТЬИ » Пояснительная записка по вопросу переселения из жилых помещений

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

(по вопросу переселения из жилых помещений)

Вопрос связанный с переселением граждан из жилых помещений регулируется следующими нормативными актами:

1. В соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ установлено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (ст. 86 ЖК РФ).

Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 ЖК РФ).

2. Постановлением Правительства РФ от 04.09.03. № 552 «Об утверждении положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания».

Данное Положение устанавливает порядок признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания независимо от того, в жилищном фонде какой формы собственности они находятся, за исключением индивидуальных жилых домов, находящихся в частной собственности лиц, постоянно проживающих в этих жилых домах, а также признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания конкретного гражданина по медицинским показаниям.

В соответствии с п. 2 данного Положения установлено, что непригодными для проживания признаются жилые дома (жилые помещения):

а) находящиеся в ветхом состоянии;

б) находящиеся в аварийном состоянии;

в) в которых выявлено вредное воздействие факторов среды обитания.

Критерии и технические условия отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных утверждаются Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Постановлением Госстроя России  от 20.02.04. № 10  были установлены критерии и технические условия отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных. Однако, Минюстом РФ отказано в регистрации данного документа. — Письмо Минюста РФ от 23.04.2004 N 07/4174-ЮД «Бюллетень Минюста РФ», N 6, 2004, в связи с чем данный документ не применяется).

Критерии отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории непригодных для проживания по причине вредного воздействия факторов среды обитания предусматриваются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

Вопросы о признании жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания решаются межведомственной комиссией, создаваемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее именуется — комиссия), которые с учетом региональных особенностей расположения муниципальных образований (территориальной разобщенности, плотности населения, состояния жилищного фонда, других факторов) и по согласованию с органами местного самоуправления могут создавать комиссии, действующие на территории одного или нескольких муниципальных образований.

В состав комиссии включаются представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (при необходимости) органа местного самоуправления, органов государственной жилищной инспекции, архитектуры и градостроительства, государственной санитарно-эпидемиологической службы, государственной противопожарной службы, органов, осуществляющих федеральный надзор в области промышленной безопасности, организации технической инвентаризации и других органов и организаций.

К участию в работе комиссии привлекается собственник жилищного фонда или представитель собственника, осуществляющий функции по управлению жилищным фондом, в отношении жилого дома (жилого помещения) которого рассматривается вопрос о признании его непригодным для проживания (далее именуется — уполномоченный собственника), а в случае необходимости — представители проектно-изыскательских организаций, производивших обследование этого жилого дома (жилого помещения).

Комиссия рассматривает вопрос о признании жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания на основании заявления собственника либо уполномоченного собственника, или указания органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации либо органа местного самоуправления, или представления органов государственной санитарно-эпидемиологической службы, государственной противопожарной службы, государственной жилищной инспекции, или заявления граждан.

Для рассмотрения вопроса о непригодности жилого дома (жилого помещения) для проживания в комиссию представляются следующие документы:

а) обращение лиц или органов, указанных в пункте 6 настоящего Положения, с изложением причин, по которым они считают необходимым признание жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания;

б) копия технического паспорта жилого дома (жилого помещения), выданная организацией технической инвентаризации, с указанием степени износа основных конструктивных элементов и дома в целом либо отдельного помещения, а также остаточной стоимости этого дома либо отдельного помещения (на день обращения в комиссию);

в) соответствующие планы и разрезы помещений, подготовленные организацией технической инвентаризации;

г) акты проведенных за последние 3 года собственником либо уполномоченным собственника общих осмотров жилого дома (жилого помещения) с указанием видов и объемов ремонтных работ, выполненных за этот период;

д) заключение органа государственной санитарно-эпидемиологической службы;

е) заключение органа государственной противопожарной службы;

ж) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания;

з) заключение о техническом состоянии жилого дома (жилого помещения), выданное имеющей лицензию на проведение соответствующих работ проектно-изыскательской организацией по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций, с указанием категории непригодности жилого дома (жилого помещения);

и) акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого дома (жилого помещения) мероприятий по государственному контролю соблюдения положений жилищного законодательства об использовании и сохранности жилищного фонда и заключение о санитарно-бытовом состоянии жилого дома (жилого помещения);

к) другие документы, которые комиссия признает необходимыми для принятия решения.

Комиссия после изучения представленных документов и осмотра жилого дома (жилого помещения) принимает одно из следующих решений:

а) о пригодности жилого дома (жилого помещения) для проживания;

б) о пригодности жилого дома (жилого помещения) для проживания после проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (с приведением соответствующих технико-экономических обоснований);

в) о непригодности жилого дома (жилого помещения) для проживания с указанием дефектов, которые не могут быть устранены технически или устранение которых экономически нецелесообразно, и критериев непригодности.

Решение комиссии оформляется актом по форме согласно приложению к Постановлению. Акт составляется в 2 экземплярах, которые подписываются всеми членами комиссии. Члены комиссии, имеющие особое мнение, выражают его (в письменной форме) в отдельном документе, который является неотъемлемой частью акта. В обоих экземплярах акта делается отметка о наличии особого мнения.

Комиссия в 5-дневный срок направляет один экземпляр акта в орган местного самоуправления и уведомляет (в письменной форме) о принятом решении орган (лицо), по чьей инициативе рассматривался вопрос.

В случаях, указанных в пункте 13 Положения, в котором установлено, что в случае признания жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредного воздействия факторов среды обитания, представляющего особую опасность для жизни и здоровья людей, решение органа местного самоуправления должно содержать указание его собственнику (уполномоченному собственника) либо находящемуся в ведении органа местного самоуправления соответствующему структурному подразделению (органу, организации) о необходимости немедленного отселения граждан, акт направляется в орган местного самоуправления не позднее дня, следующего за днем принятия решения.

Решение комиссии может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

Орган местного самоуправления в срок не более 10 дней, а в случаях, указанных в пункте 13 настоящего Положения, не позднее дня, следующего за днем поступления акта комиссии, принимает решение о мерах по обеспечению жильем граждан, проживающих в жилых домах (жилых помещениях), признанных непригодными для проживания.

Копия решения органа местного самоуправления в 5-дневный срок, а в случаях, указанных в пункте 13 настоящего Положения, не позднее дня, следующего за днем принятия решения, направляется собственнику жилого дома (жилого помещения), уполномоченному собственника либо находящемуся в ведении органа местного самоуправления соответствующему структурному подразделению (органу, организации) для реализации указанных в нем мер.

Таким образом, полагаю, что данное Постановление Правительства РФ и порядок признания жилых домов непригодными для проживания применяется на все территории РФ.

В Москве:

1. Закон г. Москвы «О гарантиях города Москвы лицам, освобождающим жилые помещения» в ред. Законов г. Москвы от 14.01.04. № 1 от 22.12.04. № 89.

Согласно норм данного Закона установлено, что настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, гражданским и жилищным законодательством Российской Федерации, Уставом города Москвы устанавливает порядок и условия предоставления возмещения (компенсации) собственникам, а также порядок и условия переселения лиц, освобождающих жилые помещения по решению органов государственной власти города Москвы.

Основанием для освобождения жилых помещений является постановление Правительства Москвы (далее — Постановление):

1) о капитальном ремонте жилых домов, если его проведение невозможно без освобождения жилых помещений и отселения граждан;

2) о реконструкции жилых домов;

3) о переоборудовании непригодных для проживания жилых домов и жилых помещений в нежилые;

4) о сносе жилых домов, грозящих обвалом, признанных в установленном порядке аварийными или непригодными для проживания и не подлежащими восстановлению;

5) об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в связи с необходимостью нового строительства и развития территорий;

6) о сносе жилых домов в рамках выполнения городских жилищных программ.

Постановления в отношении жилых домов, управляемых товариществами собственников жилья, жилищными и жилищно-строительными кооперативами, иными объединениями собственников в жилищной сфере, принимаются при наличии соответствующего решения общего собрания членов объединения.

Территориальные органы исполнительной власти города Москвы на основании Постановления принимают Решение по каждому строению, подлежащему освобождению (далее — Решение), и обеспечивают свободный доступ граждан к информации о реализации градостроительных планов в городе Москве.

В Решении указываются основания освобождения помещений, исполнительный орган государственной власти или лицо, осуществляющее переселение граждан и/или выплачивающее возмещение собственнику (далее — отселяющее лицо), а также сроки и иные существенные условия освобождения данного строения.

Решение является основанием для заключения договоров с лицами, освобождающими жилые помещения.

 

Собственникам, освобождающим жилые помещения, предоставляется предварительное и равноценное возмещение.

Размер возмещения (компенсации), определяемого по соглашению сторон, не может быть меньше установленного настоящим Законом независимо от источника финансирования.

Возмещение (компенсация) собственнику, освобождающему жилое помещение, предоставляется по его выбору в денежной или натуральной форме.

Размер денежного возмещения (компенсации) соответствует рыночной стоимости освобождаемого жилого помещения. При предоставлении собственнику в качестве натурального возмещения жилого помещения размером, превышающим освобождаемое, доплата с собственника не взимается. При этом количество комнат в предоставляемом жилом помещении не должно превышать количество комнат в освобождаемом.

Возмещение (компенсация) собственникам, имеющим право на дополнительные гарантии города при переселении предусмотрены ст. 4 названного закона.

Статья Закона устанавливает порядок, определяющий переход права собственности на жилое помещение, между собственником, освобождающим жилое помещение, и отселяющим лицом, в которой в частности установлено, что Договор, определяющий переход права собственности на жилое помещение, устанавливает или права сторон на освобождаемое жилое помещение и жилое помещение, предоставляемое в порядке натурального возмещения (компенсации), или форму, размер и другие условия выплаты денежного возмещения (компенсации).

Договор, определяющий переход права собственности на жилое помещение, подлежит государственной регистрации в установленном порядке. Плата за оформление и государственную регистрацию права собственности на основании договора, определяющего переход права собственности на жилое помещение, осуществляется за счет отселяющего лица.

На срок проведения государственной регистрации права собственности на предоставленное жилое помещение отселяющее лицо вправе по соглашению с собственником заключить с ним договор краткосрочного найма на это жилое помещение. Договор краткосрочного найма является основанием для вселения и проживания в жилом помещении на срок оформления права собственности на данное жилое помещение. Договор краткосрочного найма прекращает свое действие с момента государственной регистрации права собственности на предоставленное собственнику жилое помещение.

 Особенности освобождения жилого помещения, занимаемого гражданином по договору социального найма, а также освобождения жилого помещения, занимаемого гражданином по договору найма (коммерческого найма) и освобождения арендуемых жилых помещений регулируется ст. 9, 10 и 11 названного Закона соответственно.

Сроки освобождения жилых помещений установлены в ст. 13 данного Закона, в которой установлено:

Лица, обладающие самостоятельным правом пользования жилыми помещениями в освобождаемом строении, уведомляются о принятом Решении письменно в течение двух недель после даты принятия Решения.

Договор, определяющий переход права собственности на жилое помещение, заключается в сроки, указанные в Решении. В случае заключения предварительного договора заключение договора, определяющего переход права собственности на жилое помещение, осуществляется в сроки, указанные в предварительном договоре.

Жилое помещение освобождается нанимателем в сроки, установленные в Решении, собственником — в сроки, определенные в договоре, но не позднее чем через месяц после получения документа о праве собственности на жилое помещение либо после получения денежного возмещения (компенсации) в полном размере.

Переселение граждан в маневренный жилищный фонд для временного проживания осуществляется не позднее чем через месяц после заключения договора краткосрочного найма, других договоров.

Таким образом, возможно сделать вывод о том, что расселение жильцов осуществляется после выхода соответствующего Постановления Правительства Москвы по конкретному жилому дому, а процесс расселения разрешается на договорной основе в порядке указанном выше.

 

В Московской области:

1. В Московской области переселение граждан из ветхого жилого фонда регулируется Законом Московской области «Об областной целевой программе «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда в Московской области на 2001 – 2010 годы» от 07.07.01. в ред. от 15.01.03., а также Постановлением Правительства Московской области от 18.01.2001 N 9/1 «О разработке проекта областной целевой программы «Ликвидация ветхого жилищного фонда в Московской области».

Исполнителями данной программы являются помимо государственных органов, также и иные организации, привлекаемые на конкурсной основе, независимо от формы собственности, имеющие лицензии на право ведения проектно – изыскательской, проектно – строительной, ремонтно эксплуатационной и другой деятельности, связанной с реализацией программы.

Полагаю, что порядок признания жилых домов непригодными для проживания по иным причинам (не только ветхих) должен быть аналогичен порядку изложенному выше, и должен соответствовать Постановлению Правительства РФ.

2. Также существует Закон Московской области «Правила застройки городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов, других поселений и рекреационных комплексов Московской области» в ред. от 30.09.97.

Даны закон разработан на основе ФЗ «Об основах градостроительства в РФ» в ред. от 19.07.95, который в настоящее время утратил силу в связи с принятием градостроительного кодекса РФ от 07.05.98. № 73-ФЗ.

Тем не менее, согласно указанному Закону Московской области установлено, что предоставление земельных участков для объектов капитального строительства осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с утвержденными генеральными планами поселений, на территории которых предусматривается строительство.

Предварительная градостроительная проработка, связанная с анализом территориальных, архитектурно — технических, социальных и других аспектов в связи с размещением нового объекта строительства, реконструкцией или расширением существующих объектов, осуществляется местными органами архитектуры и градостроительства, которые руководствуются утвержденной градостроительной проектно — планировочной документацией.

Составление необходимой землеотводной документации с подготовкой проекта постановления органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства или реконструкции объекта по варианту размещения, согласованному местными органами архитектуры и градостроительства, осуществляется местными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.

Рассмотрение ходатайств застройщиков, материалов предварительной градостроительной проработки по выбору земельного участка, включая обязательное обследование в натуре, сопоставление сравнительных вариантов размещения, выработку условий предоставления земельных участков независимо от способов и форм предоставления земли (бесплатное, на аукционной или конкурсной основе, аренда и проч.), осуществляется постоянно действующими комиссиями по выбору земельных участков под застройку при органах местного самоуправления. Указанные комиссии осуществляют свою работу в соответствии с утвержденными главой муниципального образования регламентом и персональным составом: председатель комиссии — заместитель главы муниципального образования; члены комиссии — главный архитектор города (района), председатель комитета по земельным ресурсам и землеустройству, председатель комитета по экологии и рациональному природопользованию, председатель комитета по культуре и туризму, представитель государственного санитарно — эпидемиологического надзора, представитель службы пожарной безопасности — с участием в работе других необходимых служб и организаций города или района.

При размещении конкретного объекта федерального, областного или межрайонного значения по решению Главы Администрации Московской области состав постоянной комиссии по выбору земельных участков под застройку может быть расширен ответственными представителями областных или федеральных надзорных органов: Главархитектуры, Облкомзема, Облсанэпиднадзора, Облкомприроды, комитета по культуре и других, а также проектных организаций.

В выборе земельного участка обязательное участие принимают собственники земли, землепользователи, землевладельцы и арендаторы, чьи интересы затрагиваются предстоящим строительством.

Органы местного самоуправления информируют население о возможном (предстоящем) предоставлении земель для размещения объектов, деятельность которых затрагивает его интересы, выясняют мнение граждан через местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии.

Граждане, общественные организации, объединения, органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы населения и связанных с намечаемым строительством или реконструкцией объекта и последующим его функционированием.

Организации (заказчики) обращаются с ходатайством о намечаемом строительстве, реконструкции объекта в органы местного самоуправления. В ходатайстве с приложенной пояснительной запиской излагается: обоснование необходимости строительства, техническая характеристика объекта, примерный размер и месторасположение испрашиваемого участка, сроки и вид пользования землей, предполагаемые экологические последствия, прикладывается справки геоцентра «Москва», Мособлкомвода с заключениями о возможности использования под строительство данной территории, а также могут быть приложены технико — экономические обоснования инвестиций.

Градостроительная проработка по размещению объекта осуществляется органами архитектуры и градостроительства и включает в себя: уточнение степени соответствия размещаемого объекта функциональному назначению территории по утвержденной градостроительной проектно — планировочной документации, выявление специфических требований к объекту строительства при размещении на конкретно выбранном заказчиком участке, рассмотрение возможных альтернативных вариантов его размещения.

 Предоставление земельных участков для объектов нового строительства любого назначения, реконструкция или расширение существующих промышленных, сельскохозяйственных, складских, рекреационных и других объектов, не предусмотренных в ранее разработанной и утвержденной в установленном порядке градостроительной проектно — планировочной документации, допускается только на основании соответствующего технико — экономического обоснования и представления заказчиком положительных заключений о согласовании указанного строительства или реконструкции от областных надзорных органов: комитета по экономике, комитета по земельным ресурсам и землеустройству, Главархитектуры, Мособлкомприроды, Госсанэпиднадзора, Мособлкомвода.

Помимо изложенного данный закон регулирует весь комплекс правоотношений связанных со строительством объектов на территории Московской области.

 

Рейтинг@Mail.ru Copy Protected by Chetans WP-Copyprotect.